Экологическая экскурсия на природу

Экологическая экскурсия на природу

Экологические экскурсии в природу — это важная составляющая в воспитании детей.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Экологические экскурсии в природу"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДАЧНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ГОРОДСКОГО ОКРУГА СУДАК

Рассмотрено на МО

Зам.директора школы по УВР

«Экологические экскурсии в природу»

Возраст 10-12 лет

Срок реализации: 1 год

Учитель географии высшей категории: Раздобурдина Н.Н.

Одним из важнейших условий формирования экологической ответственности школьников является их деятельность, связанная с познанием и заботой о сохранении природы. К такой деятельности можно отнести непосредственный контакт с природой. Этот контакт возможен, например, при проведении экологических экскурсий.

Контакты с животными и растениями являются тем дополнительным компонентом взаимодействия личности с окружающей миром, который может способствовать как психологической, так и социальной ее реабилитации. Взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования, что позволяет ему стать фактом общего формирования и развития личности.

Экскурсии позволяют конкретизировать знания учащихся полученные на занятиях, а также расширить их, стимулирует интерес школьников, которые должны не только смотреть, но и делать выводы из увиденного.

«Экологические экскурсии в природу» — это важная составляющая экологического воспитания детей. Эта программа формирует в целом представления о Земле, как природном комплексе, несет информацию о земных оболочках и самое главное особенностях природы своего родного края. Новизной данной программы является то, что она затрагивает аспекты экологии и краеведения одновременно. Учащийся изучая природу родного края сталкивается с экологическими проблемами и вопросами экологического характера.

При изучении этого курса начинается обучение экологической культуре и экологическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники краеведческой информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на экологические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии, биологии, экологии, поэтому данная программа является актуальным и важным в настоящее время.

Общеобразовательная программа «Экологические экскурсии в природу» играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейнонравственных, культурных и эстетических принципов и норм поведения. В ходе обучения у учащегося основной школы должны быть сформированы:

— ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);

осознание выдающейся роли и места своего родного края как части мирового географического пространства;

осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее растений и животных;

осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли;

осознание значимости и общности экологических проблем человечества и проблем своего населенного пункта;

— гармонично развитые социальные чувства и качества:

патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;

уважение к природе, истории, культуре своего родного края;

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.

Программа составлена на обучающихся 5-6 классов. На изучение данной программы отводится 2 час в неделю, 68 часа в год.

Основные методы, используемые в различных сочетаниях:

1. Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (картины, схемы, др.).

2. Частично – поисковый, основанный на использовании жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.

3. Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности, учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.

Исследовательский метод используется:

• В описании экологических фактов и природных явлений;

• При работе с различными краеведческими источниками;

• При работе над выполнением проблемных и творческих заданий (проектов, буклетов, газет и др.)

4.Экспедиционный метод как один из ведущих методов данной программы, благодаря ему возможны практические занятия на природе и не только.

Занятия по данной программе могут проходить с периодичностью 2 часа в неделю.

Основными целями программы являются:

— знакомство с особенностями природы окружающего мира, с взаимодействием природы и человека;

— пробуждение интереса к естественным наукам и к экологии, краеведению в частности;

— формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

При изучении данного курса решаются следующие задачи:

— знакомство с такими предметами как — краеведение и экология;

— формирование интереса к изучению родного края;

— формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.

— сформировать знания о географических объектах и явлениях, характерных для каждой земной оболочки;

— формирование у школьников практических умений и навыков самостоятельной работы с различными источниками краеведческой и экологической информации;

— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей через систему творческих задач, проектирования и процессов

наблюдения за состоянием растительного и животного мира;

— применение знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;

Тема I.Природа. Изучение растений своего края. (28 час.)

Введение. Что такое природа. Зачем ее изучать. Экскурсия. Природа родного края. Растения родного края. Жизненные формы растений. Травянистые растения. Экскурсия. Травянистые растения моей местности. Кустарниковые растения. Экскурсия. Кустарниковые растения моей местности. Древесные растения. Экскурсия. Древесные растения моей местности. Экскурсия. Изучение мхов и лишайников. Охрана растений. Красная книга. Экология растений. Практическая работа. Составление презентаций, буклетов, фотоотчетов и другое. Итоговый урок.

ТемаII. Изучение животных родного края. (22 час.)

Животные родного края. Животные леса. Экскурсия. животные леса. Животные луга. Экскурсия. Животные луга. Животные водоемов. Экскурсия. Животные водоемов. Редкие и исчезающие виды животных. Красная книга. Экология животных. Составление презентаций, буклетов, фотоотчетов и другое. Итоговый урок. Защита проектов «Экологические проблемы Черного моря»

Читайте также:  Пицца с грудинкой рецепт

Тема III.Изучение экосистем. (8 час.)

Что такое экосистемы. Какие бывают экосистемы. Экскурсия. Изучение экосистемы школьного парка. Экскурсия. Изучение экосистемы леса. Итоговый урок.

Тема IV. Экологические проблемы родного края. (12 час.)

Экологические проблемы Крыма. Экологические проблемы Судака, Дачного. Заповедные территории Судакского региона. Составление карты, заполнения таблицы. Экскурсия в заказник «Новый Свет». Экскурсия на памятник природы гору Лягушку. Итоговый урок.

юлия кутова
Конспект ООД по познавательному развитию. Экскурсия по экологической тропе «Удивительный мир природы»

Конспект ООД по познавательному развитию

Экскурсия по экологической тропе

Тема: «Удивительный мир природы»

Образовательная область: познавательное развитие

Обобщающий тип занятий

Место проведения: парк

Цель: знакомство с растительным и животным миром парка

Образовательные: расширение кругозора детей, учить пребывать в природе, не нанося ей вреда;

Развивающие: развитие наблюдательности, формирование умений фиксировать результаты своих наблюдений;

Воспитательные: воспитание у детей любви к природе и понимания её красот.

Оборудование: повязка, корзинки для сбора природного материала

Методы и приемы: приветствие «Знакомство», вводная беседа, коллективное и индивидуальное наблюдение, игра «Познакомимся с деревом», игра «Крокодил и лягушки», худож. слово, вопросы, поощрение, индивид. подход, рефлексия,

Ход экскурсии:

Цель: игра проводится для того, чтобы быстро узнать и запомнить имена участников экскурсии.

Ход игры:

Ребята, вначале предлагаю вам всем познакомиться. Участники встают по кругy. Каждый поочерёдно делает шаг вперёд, при этом выполняет какое-либо движение, и отчётливо произносит своё имя. Все хором проговаривают его имя, повторяя при этом показанное им движение.

Мы с вами пройдём по экологической тропе, проложенной в парке.

Не думайте, что за чудесами следует уезжать за тридевять земель – они рядом с нами! Учитесь наблюдать, старайтесь в обычном увидеть мудрость природы, ищите необычное.

В природе ничего не существует обособленно. Все её элементы тесно связаны между собой, они влияют друг на друга. Ущерб, нанесённый одному виду растений или животных, немедленно вызывает изменение условий жизни всех для других. Не следует разрушать сложившееся в природе равновесие, надо бережно относиться к живой и неживой природе!

Проходя по тропе, старайтесь не шуметь, не вспугните обитателей парка, Ничего не трогайте, только смотрите, слушайте, наблюдайте, уносите с собой приятные воспоминания и восхищение красотой леса.

Чтобы больше узнать, будьте очень внимательными и наблюдательными.

Мы проложили в этом парке свою экологическую тропу, на ней мы знакомимся с природными объектами нашего края, учимся методам исследовательской работы, проводим природоохранные мероприятия, экскурсии, ведём наблюдения. Экологическая тропа по которому мы будем проходить, находится в нашем парке. Многие насаждения в посёлке погибли от неразумного вмешательства человека (антропогенного воздействия, поэтому наш долг – сберечь и сохранить столь красивый уголок природы,

Наша тропа называется «Друзья леса», проходит она через весь парк и имеет 7 стоянок.

1-я стоянка «Лиственница». При входе в парк растёт красавица-лиственница. Как Вы думаете, примерно сколько лет этому дереву? Оказывается, возраст его примерно 300 лет В народе лиственницу называют «сибирским дубом» за её прочную древесину, Древесина её пропитана смолой и мало подвержена действию гнилостных микроорганизмов, только поэтому постройки из лиственницы могут стоять по 500-600 лет лиственница — богатырь тайги, ей не страшны сильные ветры. Корневая система у неё обычно мощная, стержнево-якорная. Эта светолюбивая порода не образует гyстых древостоев. Посмотрите, как обильна и прозрачна её крона! Лиственные леса называют светлохвойные. Лиственница – единственное хвойное дерево, которое на зиму сбрасывает хвою.

2-я стоянка «Берёза». Берёза во всём мире является символом нашей страны. Она хороша во все времена года. Издавна люди слагали стихи и песни о берёзе.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы,

Шелестят зелёные серёжки

И горят серебряные росы…

Берёза — одна из самых распространённых древесных пород в Сибири. В Бурятии насчитывается 9 видов берёз, а всего их около 40. Сок, листья, почки берёзы используются в медицине, а береста – как поделочный материал. На старых берёзах растёт косо трубчатый трутовик чага, который тоже используется в народной медицине.

Для берёзы характерно явление «весеннего плача», то есть истечение сока при ранении дерева в период набухания почек, Как вы думаете, сколько литров берёзового сока можно собрать с одной берёзы? Оказывается, до 150 литров! Но это наносит вред дереву, ведь сок нужен дпя того, чтобы распускались листья. А через ранку в живые ткани могут проникнуть вредные микроорганизмы и

споры грибов, вызывая самые разнообразные заболевания дерева. Поэтому старайтесь весной как можно меньше ранить его!

3-я стоянка «Мёртвая планета». Продвигаясь по тропе среди стройных берёз и сосен, мы видим заасфальтированную площадку. Когда-то на этом месте был лес. Но его вырубили и заасфальтировали площадку, но так ничего и не построили. И вот уже более 10 лет на этом месте, где когда-то красовались могyчие лиственницы и сосны, шелестели листвой березы, где находили себе приют птицы, находится никому не нужный участок, покрытый асфальтом. Вот так человек может оказывать плохое воздействие на природу. Ведь площадку для проведения праздника можно было бы сделать и в другом месте! Остался бы нетронутым красивый уголок природы.

4-я стоянка «Старое дерево». Это полувысохшее дерево как старый ветеран, отслуживший свой век, ещё продолжает быть домом для зверей, птиц, насекомых. Когда-то это была красавица сосна. Посмотрите, в пучке у сосны обыкновенной по 2 иголки. Мощный корень у сосны уходит глубоко в землю. Буря этому дереву не страшна. Ветер помогает сосне опыляться, а потом разносит её созревшие семена по земле. Сосновыми семенами в парке кормятся птицы.

Жить сосна может на бедной почве, и даже на песке. В этом ей помогают почвенные грибы, которые селятся на корневых волосках дерева. Лишайники селятся на сосне, кору дерева точат жуки — сосновые точильщики. В этих отверстиях сооружают свои гнёзда осы, выводят там личинок, А на осах паразитируют наездники ихневмоны. Дятлы извлекают насекомых из древесных стволов и поедают их. В дуплах, выдолбленных дятлами, поселяются птицы. Дерево, насекомые, птицы, бактерии — все эти живые организмы тесно связаны между собой и представляют зкосистему — сообщество живых организмов и среды обитания. Поэтому вот такие старые полувысохшие деревья очень нужны лесу, они служат домом для лесных обитателей.

Читайте также:  Блинчики с мясом в духовке со сметаной

Игра «Познакомимся с деревом».

Цель: Стимулировать воображение ребёнка, дать возможность воспринимать мир через такие органы чувств, как слух, обоняние, осязание, не полагаясь лишь на зрение.

Ход игры: разбейтесь на пары. Повяжите вашему партнёру на глаза повязку и подведите его к любому понравившемуся вам дереву. Помогите «слепому» партнёру исследовать дерево и почувствовать его уникальность. Следует давать конкретные указания, например «Потереться щекой о кору дерева», не приказывайте «Исследуй дерево», а спросите «Это дерево – живое?», «Ты можешь обхватить его?», «Оно старше тебя?», «Можешь ли ты найти то, что растёт на этом дереве?», признаки присутствия животных, лишайники, насекомых. Когда ваш партнёр закончит исследование, отведите его на то место, откуда вы начали путешествие, но другим путём. Затем снимите повязку и дайте возможность игроку найти своё дерево с открытыми глазами. Ребёнок обнаружит неожиданно для себя, что теперь перед ним множество совершенно разных деревьев.

5-я стоянка «Кузница дятла». Вот видите, ребята, сосновая шишка – в расщелине ствола дерева? А под деревом целый ворох «отработанных» шишек! Это – кузница дятла.

Дятла в народе называют «Лесным доктором». Они сохраняют лес от вредителей. В Бурятии их насчитывается 7 видов: желна (чёрный дятел, седой дятел, трёхпалый дятел, большой и пёстрый дятлы, белоспинный дятел и вертишейка. В нашем парке можно встретить самого распространённого – пёстрого дятла. В дуплах, выдолбленных дятлами в старых деревьях, весной поселяются скворцы и другие дупло гнёздники. Поедая насекомых – вредителей коры и древесины, они приносят большую пользу нашему парку. А зимой крики дятлов и их работа в кузнице оживляет безмолвие леса. (сбор шишек детьми для поделок)

Игра «Крокодил и ляrушки».

Цель: Создать атмосферу радостного возбуждения, которая естественным образом даёт толчок детскому любопытству и сосредоточенности,

Ход игры: На земле лежат «листья кувшинок» (большие листы бумаги). Их количество должно быть на 1 меньше числа игроков, Из числа игроков выбирается «крокодил». Остальным отводится роль лягушек. «Крокодил» спит, лягушки прыгают вокруг «кувшинок». По сигналу ведущего «крокодил» выходит на охоту, «лягушки» занимают домики-кувшинки. «Крокодил» «съедает» оставшуюся без домика «лягушку», 3атем убирается одна «кувшинка» (лист, и так далее — до тех пор, пока не останется одна «лягушка» в «кувшинке».

6-я стоянка «Лишайники». Как в сказке, стоят деревья, стволы которых сплошь покрыты лишайниками, Это удивительное растение, представляющее особое содружество нитей грибов. Они могyт жить везде: и в пустынях, где царит жара, и на севере, где мороз до минус 50, и в тропических лесах, и на голых скалах, везде, где только возможна жизнь, Поселяться они могут на любых субстратах — на cтекле, древесине, железе, тряпках, коре деревьев, на камнях и т. д. Но они не переносят одного – загрязнения атмосферы. Они очень чувствительны, и погибают первыми при малейшем загрязнении атмосферы. Вот почему в городских парках и скверах и вблизи промышленных предприятий вы не встретите лишайников, Так вот при помощи лишайников можно судить о чистоте воздуха в данной местности

Вот посмотрите, какое обилие и разнообразие в нашем парке! Сосны так обрастают ими, что коры не видно.

7-я стоянка «Муравейник».

Чистота, здоровье леса —

всё зависит от него,

Муравей — хозяин леса,

3ащитим давай его!

Лес здоров, если на каждый гектар приходится, по крайней мере, 4 муравейника, Установлено, что если бы леса остались без муравьёв, то урон, нанесённый вредителями, мог бы сравниться с пожаром. Самые трудолюбивые санитары леса – муравьи! Они истребляют вредных насекомых как на поверхности почвы, так и на стволах, ветвях деревьев, и там, где не могут достать птицы.

Одна муравьиная семья может за день уничтожить до 2 килограммов вредных насекомых,

много муравейников повреждается при рубке, обработке леса, лесных пожарах и проходящим человеком. Многие, идя с палкой, считают обязательным ткнуть ею в муравейник, Так делать нельзя! Значение муравьёв в защите леса от вредителей огромно, Поэтому их надо всемерно оберегать.

Мы с вами совершили прогулку по экологической тропе, ознакомились с такими природными объектами, как смешанный лес и болото, определили, в каком состоянии они находятся, увидели,

какое воздействие может оказать на природу человек. Мы имели возможность понаблюдать за обитателями леса и болота, послушать шорохи, пение птиц.

Мы убедились, что даже на таком небольшом участке леса можно так много увидеть необычного, почувствовать и узнать жизнь природы, если быть наблюдательными. Мы поняли, что нужно очень бережно относиться ко всему живому и неживому, чтобы не нарушить той красоты и гармонии, которая существует в природе.

А теперь я предлагаю вам поучаствовать в викторине. С целью закрепления тех знаний, которые вы получили, совершая экскурсию по нашей экологической тропе.

Экскурсия по экологической тропе с увеличительными стёклами «Наш друг-природа» Дети по природе своей – исследователи. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Наша задача- поддерживать стремление.

Интегрированное занятие по развитию речи и познавательному развитию в средней группе «Весна — мир природы отходит ото сна» Интегрированное занятие по развитию речи и познавательному развитию (мир природы) в средней группе «Весна – мир природы отходит ото сна».

Читайте также:  Фильм жены офицеров 2015 все серии

Конспект НОД по познавательному развитию (окружающий мир) «Экскурсия по родному краю» Цель: Закрепить знания детей об Алтайском крае, богатстве растительного и животного мира края и кулундинской степи, о достопримечательностях.

Конспект ООД по познавательному развитию «Волшебный мир профессий» для детей старшего дошкольного возраста Форма проведения: непосредственно-образовательная деятельность. Цель: Обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной.

Конспект ООД по ознакомлению с миром природы в средней группе «Удивительный мир насекомых» Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с миром природы в средней группе «Удивительный мир насекомых»Цель: сформировать.

Конспект ООД по познавательному развитию для старшего дошкольного возраста «Сбережём удивительный мир» Тема. Сбережём удивительный мир растений и животных леса Цели: воспитание бережного отношения к растительному и животному миру, чувства.

Конспект экскурсии в осенний лес «Удивительный мир природы» (старший дошкольный возраст). Конспект экскурсии в осенний лес "Удивительный мир природы" (старший дошкольный возраст). Цель: Усвоение представлений об осенних изменениях.

Конспект занятия-прогулки «Экскурсия по экологической тропе» с детьми старшего возраста Цель: Знакомство детей с разновидностью прогулки – экскурсией по территории детского сада, по экологической тропе. Формирование знаний о.

Конспект занятия в средней группе «Путешествие в удивительный мир природы» Конспект занятия в средней группе «Путешествие в удивительный мир природы» Конспект занятия в средней группе «Путешествие в удивительный.

Экскурсия в парк «Путешествие по экологической тропе» (старшая группа) Экскурсия в парк старшая группа: «Путешествие по экологической тропе» Образовательная ситуация 1. Весна (апрель) Задачи: Формировать умение.

За окном хорошая погода и ярко светит солнце, но вам не хочется просто так гулять по лесу? Можно это делать с пользой – отправляйтесь на экологические экскурсии-прогулки.

В дошкольных учреждения такие экскурсии представляют собой особый вид по ознакомлению детей с природой за пределами детского сада. Но кто мешает вам взять на вооружение советы педагогов и сделать такие экскурсии не только способом проведения семейного досуга, но и средством развития малыша?

Во время экскурсий-прогулок ребенок в естественной обстановке видит сезонные изменения природы, может наблюдать за жизнью животных и насекомых. Его приведут в восторг подобные наблюдения, и он получит новые знания, которыми раньше не обладал. Малыш почувствует себя первооткрывателем. Все это развивает самооценку и любознательность, способствует развитию интереса к окружающему миру, сплоченности и объединению семьи.

Ведь это может быть так увлекательно – понаблюдать за радугой, за тем, как пробивается молодой росток, какие в пруду растут растения и водоросли, или, например, увидеть как белочка запасает орешки, прыгая по дереву, а под корой деревьев какие живут жуки. Можно посмотреть на труд человека, оценить его влияние на природу, понять как выращиваются растения или животные, осуществляется уход за ними. Это можно увидеть при посещении зоопарков или ферм, выставок птиц и оранжерей. Такие прогулки развивают культуру, а вызываемые эмоции и чувства эстетически насыщают ребенка.

Перед началом экскурсии определитесь, что именно вы хотите – увидеть какое-либо явление природы или то, какие растении растут рядом с домом, или вы будете фотографировать птиц, которые звонко поют в лесу? При этом помните, что прогулка не должна быть слишком продолжительной по времени и утомительной для малыша.

Поговорите с ребенком перед прогулкой. Расскажите о том, куда вы идете, кого сможете встретить, настройте его позитивно. Можно прочитать стихи или отгадать загадки на соответствующую тему, заранее посмотреть в книгах или интернете то, что собираетесь увидеть вживую. И обговорите правила поведения на экскурсии, в соответствии с тем местом, куда вы направляетесь.

Придя на место, обсудите с ребенком то, что видите, а потом обязательно дайте ему возможность понаблюдать самостоятельно. В конце экскурсии обязательно напомните о необходимости бережного отношения к растениям и животным, правильного поведения на природе.

На прогулке можете собрать природный материал, из которого дома сделаете поделки, или растения для гербария. При этом помните, что их нельзя вырывать из земли, а следует аккуратно выкопать лопаткой. Однако заранее убедитесь, что выбранный вами экспонат не занесен в Красную книгу.

Значительное место в таких познавательных прогулках стоит отвести для наблюдения за сезонными изменениями природы. Делать это лучше в одном и том же месте, чтобы ребенок смог увидеть, как смена времен года влияет на окружающий мир. Этот дуб еще совсем недавно был в зеленой листве, а теперь с него опадают желтые и красные листья. Лес в период золотой осени и во время снегопада, луг днем весь в желтых одуванчиках, а вечером уже не такой яркий – цветы закрылись, ледоход на реке.

Наблюдения подобных картин природы затрагивают эмоциональную сферу ребенка, воздействуют на различные анализаторы, обеспечивают отчетливое восприятие явлений. Но без помощи взрослого ребенку порой трудно увидеть всю красоту природы.

Помогите ему, даже если вам кажется, что все и так ясно, проговорите лишний раз вслух о том, что видите, дополнив свою речь отрывками из стихотворений или прозы. Такие действия формируют у детей художественную зоркость, способствуют более тонкому и глубокому переживанию увиденного, помогают слышать и осознавать метафоричность языка, яркость и образность, отраженных в слове ощущений.

Дома, после экскурсии, обязательно обсудите увиденное, расскажите о прогулке друзьям и тем членам семьи, которых с вами не было. Если вы ведете семейный фотоальбом, вложите в него несколько фотографий. Все это повышает ценность подобного рода занятий, развивает к ним интерес.

Экскурсии-прогулки не требуют длительной подготовки или больших финансовых вложений, зато повышают настроение, развивают кругозор и одинаково полезны как детям, так и взрослым.

Попробуйте, и возможно они не только порадуют и вдохновят вашего малыша, но и станут семейной традицией!

Ссылка на основную публикацию WordPress › Ошибка

На сайте возникла критическая ошибка.

Узнайте больше про отладку в WordPress.